Прикоснись к истории страны. Вам представлены экспонаты коллекции музея памяти представителей Российского Императорского Дома «Напольная школа в городе Алапаевске»

Картина «Австрийские военнопленные» Начало XX в. Автор – Венцеслав Черны. Дар музею от Фонда “Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество”.

Художник Венцеслав Черны родился 27 января 1865 в городке Бенатки-над-Йизероу. Обучался живописи в Пражской художественной академии, позже продолжил учебу в Академии изобразительных искусств в Вене. Венцеслав много путешествовал по Чехии, жил и творил в Праге, Млада-Болеславе, Железнице. Венцеслав Черны прославился как замечательный книжный иллюстратор. В этом качестве он активно сотрудничал с редакциями газет и журналов в Праге: «Svtozor», «Zlat Praha», «Kvasnika a Hampl», «Alois Hynek», «Touimsk a Moravec», «Josef R. Vilmek». Художник создавал иллюстрации к историческим произведениям чешских писателей Алоиса Йирасека, Бенеша Требизского, Франтишека Чечтки, а также популярных зарубежных литераторов, таких как, Лидия Чарская, Мамин-Сибиряк, Генрик Сенкевич, Карл Май. В 1893—1909 — проиллюстрировал 16 книг Жюля Верна. Автор рисунков к мемуарам Казановы.

Венцеслав Черны живо интересовался историей и создал целый ряд полотен исторического и батального жанров. На картине «Австрийские военнопленные» Венцеслав изображает австрийских и венгерский пленных на Урале. Часть военнопленных в годы Первой мировой войны работали на Алапаевском металлургическом заводе на подсобных работах.

Во время гражданской войны в красной армии комплектовались интернациональные отряды, в которые по желанию вступали и бывшие военнопленные германской армии.

В протоколе допроса от 25 октября 1918 года поварихи Александры Кривовой прислуживавшей узникам Напольной школы в Алапаевске имеются свидетельства о присутствии среди охраны представителей австрийских военнопленных: “Раза три дежурили австрийцы, эти красноармейцы были чрезвычайно грубы и по ночам почти через час врывались в комнаты Князей и производили обыски. Великий Князь Сергей Михайлович возражал против этого напрасного беспокойства, но на его заявления не обращали никакого внимания. Об этом я передаю Вам со слов самого Великого Князя, который нередко делился со мной сведениями о событиях повседневной жизни”.  Жаловался Великий Князь на австрийцев и комиссару Соловьеву, тот отнесся сочувственно к заявлению Великого Князя и спросил разводящего, какие австрийцы дежурили и кто им позволил делать обыски; разводящий грубо ответил, что разрешили старшие комиссары».
Использовались материалы В.М.Хрусталева «Гибель членов Дома Романовых на Урале летом 1918 года.» М.2017 г.