3 мая – день святых жен-мироносиц, его отмечают во второе воскресенье после Пасхи.

Почему «мироносицы»? Миро — ароматическое масло, которым, по древнееврейскому обычаю, смазывали тело умершего человека. Соответственно, мироносицы — те, что принесли миро для погребального ритуала. В Святом Писании говорится, что в третий день по распятию Иисуса Христа Мария Магдалина, Саломия, Марфа и Мария, Сусанна, Иоанна, Мария Клеопова и другие пришли уже к его телу, принеся с собой миро. И в этом проявилось бесстрашие и преданность мироносиц: они знали, что противники Христа приставили стражу к его гробу, но все же пришли служить Трехдневному Мертвецу. Но сотворить полагающийся обряд не смогли – гроб оказался пуст.

 Находящийся там Ангел обратился к женщинам: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес, как и обещал». Пасхальное приветствие «Христос Воскрес!» принадлежит Марии Магдалине. Это она пришла к ученикам Христа и сообщила им об увиденном с возгласом: « Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа!.» — это была первая благая весть, которую принесла Мария апостолам и первая в мире проповедь о Воскресении ей.

Мироносицы новейших времен, святая мученица Великая княгиня Елизавета Федоровна и неразлучная с ней святая мученица инокиня Варвара, принесли благоуханное миро своих чистых душ к подножию распятой России. Святой Елизавете Федоровне принадлежит особое место в русской истории. Ее прекрасный светлый образ привлекает все больше внимания. Великая княгиня Елизавета Федоровна почитается русским народом как одна из величайших и любимых подвижниц последнего времени. Она показала пример совершенной сострадательной любви и помогает в наше время восстановить утерянный идеал святости. В новейшие времена, среди высокого уровня научно-технического прогресса и достижений цивилизации, Великая княгиня Елизавета Федоровна совершала те же дела милосердия, что и жены-мироносицы первохристианских времен.

Она создала в России «дом праведного Лазаря» и воплотила образы его сестер, жен-мироносиц Марии и Марфы. Сама Великая княгиня в небольшой книге «Марфо-Мариинская Обитель Милосердия», которая была выпущена ею к пятой годовщине создания обители, пишет: «Название «Марфо-Мариинская» тесно связано с именами Марфы и Марии, небесных покровительниц наших сестер- тружениц юной Обители, а слово «Обитель» побуждает открыть свое сердце для принятия Милосердного Христа…Мы выбрали этих святых сестер, как покровительниц нашей Обители, желая приобрести их дивные добродетели и отдать нашу жизнь Богу и ближнему, достигнуть веры и любви- в служении, молитвы – в смирении…» В Марфо-Мариинской обители могли жить как сестры, принявшие обет послушания, девства и нестяжания на время их служения в обители, так и сестры, принявшие или готовящиеся к монашескому постригу.

Так начиналась Марфо-Мариинская обитель, названная в честь святых и праведных Марфы и Марии. «В Москве начинается новое, великое и прекрасное дело. Оно полно огромного практического значения… Великая княгиня Елизавета Федоровна, потерявшая мужа таким ужасным образом, пережив невыразимое душевное потрясение, – положила всю энергию души на такое начинание, которое удивительно по своей новизне, мысли и глубине», – писал Василий Васильевич Розанов.

В лучшей хирургической больнице безвозмездно трудились лучшие представители медицины Москвы. Первая операция в клинике при Марфо-Мариинской обители была сделана самой Великой княгине Елизавете Федоровне. Впоследствии сюда привозили самых тяжелых больных, от которых отказывались в других больницах. Елизавета Федоровна не только лично помогала при операциях, но лично выхаживала самых тяжелых больных. Сидела у постели, меняла повязки, кормила, утешала. Известен случай, когда она выходила женщину с тяжелейшими ожогами всего тела, которую врачи считали обреченной. Если в клинике обители умирал пациент, монахини московских монастырей и незанятые служением больным сестры читали по нему Псалтирь. Настоятельница обители тоже участвовала в молитве. Ее ставили в очередь в ночное время, потому что днем она была занята. Однако больница в обители не считалась приоритетом. Главной была амбулаторная помощь, пациентов бесплатно принимали квалифицированные московские врачи (в 1913 году в ней было зарегистрировано 10 814 посещений).

Особенностью служения Великой княгини Елизаветы Федоровны было то, что она забирала из ночлежек Хитровки детей и отправляла их в специальную школу при обители. Так она спасала их от неминуемой участи — мальчиков от воровства, девочек — от панели, а в итоге каторги или ранней смерти. Если семья еще не совсем опустилась, то дети могли остаться с родителями и только посещали занятия в обители, получали там одежду и еду. Построила здание с дешевыми квартирами для работающих женщин. Новым для России видом помощи стали дешевые квартиры (общежитие) для работающих женщин, открытое в обители. Это было веяние времени, поскольку все больше молодых женщин начинало работать на фабриках. Обитель помогала им выбраться из мира рабочих поселков и окраин с их пьянством и развратом. В доме священника при Марфо-Мариинской обители находились общественная библиотека. В ней было собрано 1590 томов религиозно-нравственной, светской и детской литературы. Была и воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках.

Госпитали для раненных солдат открывали многие, в том числе и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Реже встречаются примеры создания реабилитационных центров. Санаторий, оборудованный по последнему слову тогдашней медицинской техники, был организован Елизаветой Федоровной под Новороссийском. Тысячи писем с разного рода прошениями заполняли почтовые ящики. На каждое письмо сестры и сама Великая Матушка отвечали обстоятельно, практически просителям отказа не было. Обитель быстро набирала силы. 150 сестер трудились во славу Божию, во славу обители. В обители был открыт приют для детей-сирот, бесплатная столовая, где обеды выдавались на дом, дешевая аптека. С самого основания Марфо- Мариинской обители верной помощницей рядом с Великой княгине была крестовая сестра Варвара Яковлева. Она делила все труды Великой Матушки, служила ей и проводила такую же, как и она, аскетическую жизнь. Сестра Варвара стояла ближе всех к матери-настоятельницы, была ее келейницей, любимицей, но ни тени тщеславия и заносчивости не было в ее отношении к остальным сестрам. Со всеми была она приветлива и скромна.

После всех революционных событий 1917 года Великая Княгиня Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию, продолжая жить и работать в обители. В одном из писем после революции Елизавета Федоровна писала: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не ведают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день. Святая Россия не может погибнуть. Но великой России, увы, больше нет. Но Бог в Библии показывает, как он прощал свой раскаявшийся народ и снова даровал ему благословенную силу. Будем надеяться, что молитвы, усиливающиеся с каждым днем, и увеличивающееся раскаяние умилостивят Приснодеву, и она будет молить за нас своего Божественного Сына, и что Господь нас простит».

На третий день Пасхи, 7 мая 1918 года она была арестована и вывезена вместе с сестрами обители Варварой Яковлевой и Екатериной Янышевой на Урал. Последние месяцы своей жизни Елизавета Федоровна провела в Напольной школе на окраине Алапаевска. Ни на шаг не отходила от нее инокиня Варвара. Сестра Варвара 26 июня дала расписку Уральскому областному совету в том, что она согласна на заключение под стражу на равных с остальными заключенными условиях, с полным подчинением режиму, что желает разделить судьбу своей духовной матери. Ее великая в смирении и верности душа была достойна участия в мученическом подвиге благоверной княгини Елизаветы.

В своей земной жизни Великая княгиня Елизавета Федоровна всегда приносила помощь и утешение страждущим и обездоленным – никто не уходил от нее, не получив поддержку. Частичку своего большого любящего сердца она оставила и в Алапаевске.
istanbul escort beylikdüzü escort avcılar escort esenyurt escort esenyurt escort esenyurt escort beylikdüzü escort avcılar escort esenyurt escort beylikdüzü escort marmaris escort izmit escort bodrum escort antalya escort antalya escort bayan beşiktaş escort arnavutköy escort bebek escort etiler escort levent escort ortaköy escort