История духовных отношений Белогорского скитоначальника игумена Серафима Кузнецова с Елисаветой Феодоровной Романовой удивительна и уникальна.
Их жизненные пути очень разные. Божьим промыслом они пересекались при жизни и удивительно соединились после мученической смерти Елизаветы Федоровны. Отец Серафим в возрасте 21 года поступил послушником в Белогорский Свято – Николаевский мужской миссионерский монастырь.
После пострига основал Серафимо-Алексеевский скит и стал его настоятелем.
После пострига основал Серафимо-Алексеевский скит и стал его настоятелем.
Игумен Серафим был представлен впервые Великой Княгине как знаток организации уставной жизни монашеских обителей, во время поездки в Москву на первый всероссийский съезд монашествующих в 1909 году.
Во время оформления устава Марфо – Мариинской обители у Великой княгини Елизаветы Федоровны возникали трудности, игумен Серафим оказывал ей помощь. Их взаимоотношения развивались и крепли, отца Серафима с настоятельницей Марфо-Мариинской обители милосердия связывала крепкая дружба.
В 1914 году Великая княгиня совершила паломническую поездку по святыням Урала.
Игумен Серафим был в числе встречавших ее и сопровождал во время пребывания на Пермской земле, подробнейшим образом описав все детали этой поездки и опубликовал хронику паломничества в своем журнале «Голос долга», затем это было издано отдельными книгами. У нас сейчас есть возможность их прочесть и понять – с каким огромным вниманием и уважением относился игумен Серафим к Елизавете Федоровне, по видимому, он уже тогда угадывал в ней великую святую.
Игумен Серафим был в числе встречавших ее и сопровождал во время пребывания на Пермской земле, подробнейшим образом описав все детали этой поездки и опубликовал хронику паломничества в своем журнале «Голос долга», затем это было издано отдельными книгами. У нас сейчас есть возможность их прочесть и понять – с каким огромным вниманием и уважением относился игумен Серафим к Елизавете Федоровне, по видимому, он уже тогда угадывал в ней великую святую.
Вот как он ее описал: «Благоверная княгиня в своей одежде, как будто прибывшая из другого мира, вышла из коляски. Своим ласковым, приветливым взором она отвечала народу на его восторженные приветствия. Она была дорога боголюбимому народу в своем простом сером одеянии».
За время двухдневного пребывания на Белой горе Елисавета Феодоровна посетила Серафимо–Алексеевский скит, осмотрела пещеры отшельников, духовно пообщалась с отцом Серафимом и с его матерью монахиней Анастасией, отслужила панихиду по своему покойному мужу, помолилась за Литургией в Серафимовском храме. Она подарила скиту икону Серафима Саровского с частицей камня, на котором он молился, а своему духовому наставнику игумену Серафиму она подарила свой портрет с дарственной надписью.
За время двухдневного пребывания на Белой горе Елисавета Феодоровна посетила Серафимо–Алексеевский скит, осмотрела пещеры отшельников, духовно пообщалась с отцом Серафимом и с его матерью монахиней Анастасией, отслужила панихиду по своему покойному мужу, помолилась за Литургией в Серафимовском храме. Она подарила скиту икону Серафима Саровского с частицей камня, на котором он молился, а своему духовому наставнику игумену Серафиму она подарила свой портрет с дарственной надписью.
Во время визита в Пермскую епархию игумен Серафим постоянно находился в непосредственной близости к Великой Княгине: произносил речь во время встречи на Камской пристани, сослужил епископу Палладию в присутствии Елизаветы Федоровны, сопровождал во время отдельных поездок , неоднократно вел с ней доверительные беседы.
Последний раз они встретились в 1917 году после большевистского переворота. Он уговаривал ее скрыться от преследований в Алапаевских скитах, но она отказалась, попросив: «Если меня убьют, то прошу вас похоронить меня по-христиански».
Большевики жестоко расправились с насельниками Белогорской обители, но игумену Серафиму удалось избежать расправы, возможно, он укрылся в тех скитах, которые предлагал для укрытия Княгине.
Большевики жестоко расправились с насельниками Белогорской обители, но игумену Серафиму удалось избежать расправы, возможно, он укрылся в тех скитах, которые предлагал для укрытия Княгине.
Великая княгиня вместе с членами семьи Романовых и инокиней Варварой была убита и сброшена в Алапаевскую шахту в ночь на 18 июля 1918 году.
В октябре 1918г. о. Серафим с монахами покинул тайное убежище и оказался в Екатеринбурге, где после прихода колчаковских войск начала работу комиссия по расследованию убийств членов царской семьи в Перми, Екатеринбурге и Алапаевске. При его участии, над телами Алапаевских мучеников, совершено было отпевание и отслужена заупокойная литургия, совершались панихиды.
Когда к Екатеринбургу снова подошли красные, то игумен Серафим получил разрешение на вывоз гробов. Совместно с двумя послушниками и членом комиссии он вывез их в Сибирь. Это труднейшее путешествие длилось три недели.
В октябре 1918г. о. Серафим с монахами покинул тайное убежище и оказался в Екатеринбурге, где после прихода колчаковских войск начала работу комиссия по расследованию убийств членов царской семьи в Перми, Екатеринбурге и Алапаевске. При его участии, над телами Алапаевских мучеников, совершено было отпевание и отслужена заупокойная литургия, совершались панихиды.
Когда к Екатеринбургу снова подошли красные, то игумен Серафим получил разрешение на вывоз гробов. Совместно с двумя послушниками и членом комиссии он вывез их в Сибирь. Это труднейшее путешествие длилось три недели.
Отец Серафим много позже рассказывал игумении Гефсиманской обители, что во время всего пути Елизавета Феодоровна не раз являлась и направляла его. Они добрались до Читы, остановились в женском монастыре и о. Серафим вырыл временную могилу под полом в предоставленной ему келье, куда поместил все гробы.
Из-за наступления красных решено было вывести тела мучеников в Китай. С большими трудностями тела доставили в Харбин, гробы открыли и поставили в русской церкви. Великая Княгиня лежала как живая.
Из-за наступления красных решено было вывести тела мучеников в Китай. С большими трудностями тела доставили в Харбин, гробы открыли и поставили в русской церкви. Великая Княгиня лежала как живая.
Подвиг о. Серафима стал известен ближайшим родственникам Елизаветы Феодоровны. Ее старшая сестра, принцесса Виктория в своем письме пишет о нем как о преданном и хорошем человеке. Все это время он в нечеловеческих условиях продолжает писательскую деятельность, описывая спасение мощей и казнь страстотерпцев. В Пекине выходят три его книги, благодаря которым мы знаем подробности этого путешествия с мощами из России в Иерусалим.
Местом упокоения была избрана русская церковь св.Марии Магдалины в Гефсимании (с тех пор русские называют ее «Царской»).
При жизни она приезжала на освещение этого храма и выразила желание быть здесь захороненной. Господь исполнил желание своей верной дочери и сотворил это чудо – без Божьей помощи невозможно представить это удивительное шествие мощей по стране, охваченной гражданской войной, и по чужим странам.
Игумен Серафим оказался достойным миссии, в озложенной на него Господом. Он весь остаток жизни провел на Святой Земле; около могилы Елизаветы Федоровны в Гефсимании он проживал до 1945 года, затем вынужден был перебраться в Галилею в мужской монастырь, где ежедневно служил в маленькой церкви и отошел ко Господу в 1959 году.
При жизни она приезжала на освещение этого храма и выразила желание быть здесь захороненной. Господь исполнил желание своей верной дочери и сотворил это чудо – без Божьей помощи невозможно представить это удивительное шествие мощей по стране, охваченной гражданской войной, и по чужим странам.
Игумен Серафим оказался достойным миссии, в озложенной на него Господом. Он весь остаток жизни провел на Святой Земле; около могилы Елизаветы Федоровны в Гефсимании он проживал до 1945 года, затем вынужден был перебраться в Галилею в мужской монастырь, где ежедневно служил в маленькой церкви и отошел ко Господу в 1959 году.
На могильной плите надпись:
«Русский священноигумен Серафим. Начальник Свято-Серафимовского скита Пермской Епархии. Он привез гроб с телом мученицы Великой Княгини в Иерусалим в 1920 году»
Эта надпись — свидетельство заслуг о.Серафима и напоминание об искренней духовной дружбе двух подвижников веры, над которою не властна смерть.
«Русский священноигумен Серафим. Начальник Свято-Серафимовского скита Пермской Епархии. Он привез гроб с телом мученицы Великой Княгини в Иерусалим в 1920 году»
Эта надпись — свидетельство заслуг о.Серафима и напоминание об искренней духовной дружбе двух подвижников веры, над которою не властна смерть.