1 ноября, в день рождения Великой Княгини Елизаветы Федоровны в музее памяти представителей Российского Императорского Дома «Напольная школа в городе Алапаевске» для жителей и гостей нашего города будет представлена музейная программа, посвященная жизни и благотворительной деятельности Великой Княгини.
Во второй половине XIX века в семье Великого Герцога Дармштадского родилась маленькая принцесса Элла. Герцогиня Алиса – мама юной принцессы Эллы, была дочерью английской королевы Виктории и воспитывала детей по традициям старой Англии.
Во второй половине XIX века в семье Великого Герцога Дармштадского родилась маленькая принцесса Элла. Герцогиня Алиса – мама юной принцессы Эллы, была дочерью английской королевы Виктории и воспитывала детей по традициям старой Англии.
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразима хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Принцесса Елизавета, выходя замуж за Великого Князя Сергея Александровича, по законам Российской Империи могла не менять своего вероисповедания.«Знакомство с русской культурой и традициями, участие Сергея Александровича в благотворительных организациях привели Великую Княгиню Елизавету Федоровну к важности выбора православных ценностей и образа жизни. Она активно участвовала в общественной, культурной, просветительской, религиозной жизни российского общества. Ее преданное служение России и людям являлось примером благотворительности», – писала о ней Х.Киселева в статье «Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова в истории женской благотворительности России».
Ты так невыразима хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Принцесса Елизавета, выходя замуж за Великого Князя Сергея Александровича, по законам Российской Империи могла не менять своего вероисповедания.«Знакомство с русской культурой и традициями, участие Сергея Александровича в благотворительных организациях привели Великую Княгиню Елизавету Федоровну к важности выбора православных ценностей и образа жизни. Она активно участвовала в общественной, культурной, просветительской, религиозной жизни российского общества. Ее преданное служение России и людям являлось примером благотворительности», – писала о ней Х.Киселева в статье «Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова в истории женской благотворительности России».
Организаторский талант Елизаветы Федоровны ярко проявился, когда ее супруг Великий Князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы, -отмечала в своей статье «Немецкий порядок, английское воспитание и русская душа — секреты менеджмента Елизаветы Федоровны Романовой» А.Виноградова. В неурожайные годы конца 19 века Великая Княгиня возглавила комитет по сбору средств в помощь голодающим. Комитет не только собрал более миллиона рублей, но и закупая продовольствие, распределял помощь на местах. Прозрачность и строгая отчетность сборов были для Елизаветы Федоровны крайне важны: люди видели, как тратятся средства, кампанию активно освещали газеты.
Главной заботой Великой княгини было дать нуждающимся «удочку, а не рыбу», поэтому она выступила с поддержкой кустарных промыслов. Домотканые холсты и сукно, вышитые полотенца и кружева, гончарные и деревянные изделия стали продавать в Москве и за рубеж. Группа делегатов от российской кустарной промышленности участвовала во Всемирной парижской выставке 1899 года.
В дальнейшем Великая Княгиня создала Елизаветинское общество, в учреждениях которого за 25 лет существования, получили достойное воспитание и образование и профессию 9 тысяч детей. Также устраивались ясли и приюты, воспитанники которых впоследствии получали профессию.
Главной заботой Великой княгини было дать нуждающимся «удочку, а не рыбу», поэтому она выступила с поддержкой кустарных промыслов. Домотканые холсты и сукно, вышитые полотенца и кружева, гончарные и деревянные изделия стали продавать в Москве и за рубеж. Группа делегатов от российской кустарной промышленности участвовала во Всемирной парижской выставке 1899 года.
В дальнейшем Великая Княгиня создала Елизаветинское общество, в учреждениях которого за 25 лет существования, получили достойное воспитание и образование и профессию 9 тысяч детей. Также устраивались ясли и приюты, воспитанники которых впоследствии получали профессию.
«Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, – сказала Елизавета Федоровна сестрам новой обители, – но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».
Она обрела новую цель в жизни, которой решила посвятить всю себя. Елизавета Федоровна старалась привлекать к своим проектам лучших специалистов. Известный фармацевт Франц Стокялло заведовал бесплатной аптекой на территории Обители. Под его руководством сестры изучали фармацевтику. На медицинских курсах для сестер лекции читали университетские профессора, в больнице Обители оперировали лучшие врачи Москвы: хирург Федор Рейн, доктор медицины Алексей Никитин, профессор Федор Березкин.
Заботясь о других, Великая Княгиня оставалась крайне требовательна к себе. Ее день был расписан по минутам, а эмоции она всегда держала под контролем. «Я предельно заполняю свой день, чтобы не давать волю чувствам», — отмечала Великая Княгиня в одном из писем. «Все она тщательно обдумывала, ни одной просьбы не забывала, и уже с 7 часов утра начинала свой трудовой день, целиком посвященный всевозможным хлопотам по устройству тех или иных дел», -— вспоминал Московский губернский предводитель дворянства П. Базилевский.
Она обрела новую цель в жизни, которой решила посвятить всю себя. Елизавета Федоровна старалась привлекать к своим проектам лучших специалистов. Известный фармацевт Франц Стокялло заведовал бесплатной аптекой на территории Обители. Под его руководством сестры изучали фармацевтику. На медицинских курсах для сестер лекции читали университетские профессора, в больнице Обители оперировали лучшие врачи Москвы: хирург Федор Рейн, доктор медицины Алексей Никитин, профессор Федор Березкин.
Заботясь о других, Великая Княгиня оставалась крайне требовательна к себе. Ее день был расписан по минутам, а эмоции она всегда держала под контролем. «Я предельно заполняю свой день, чтобы не давать волю чувствам», — отмечала Великая Княгиня в одном из писем. «Все она тщательно обдумывала, ни одной просьбы не забывала, и уже с 7 часов утра начинала свой трудовой день, целиком посвященный всевозможным хлопотам по устройству тех или иных дел», -— вспоминал Московский губернский предводитель дворянства П. Базилевский.
В ее письмах того времени есть следующие слова:
«Я испытываю такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем, когда он весел и здоров?»
7 мая 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была арестована в Москве и выслана в Пермь, откуда позже перевезли в Екатеринбург, а затем в Алапаевск, где в Напольной школе почти два месяца она провела в ссылке.
Экспонаты зала Великой Княгини зримо расскажут о её жизни милосердии и благотворительной деятельности.
«Не всякому поколению суждено встретить на своем пути такой благословенный дар неба, каким явилась для своего времени Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Это было редкое сочетание возвышенного христианского настроения, нравственного благородства, просвещенного ума, нежного сердца», – писал о ней в 1925 году Архиепископ Анастасий.
«Я испытываю такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем, когда он весел и здоров?»
7 мая 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была арестована в Москве и выслана в Пермь, откуда позже перевезли в Екатеринбург, а затем в Алапаевск, где в Напольной школе почти два месяца она провела в ссылке.
Экспонаты зала Великой Княгини зримо расскажут о её жизни милосердии и благотворительной деятельности.
«Не всякому поколению суждено встретить на своем пути такой благословенный дар неба, каким явилась для своего времени Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Это было редкое сочетание возвышенного христианского настроения, нравственного благородства, просвещенного ума, нежного сердца», – писал о ней в 1925 году Архиепископ Анастасий.