Известно, что Великая княгиня Елизавета Федоровна принимала участие в работе десятков благотворительных организаций, оказывающих помощь детям. Детские трудовые артели были созданы ею, чтобы дать жилье и работу беспризорным подросткам.
Одним из проектов Великой княгини Елизаветы Федоровны в начале прошлого века в Москве было Бюро для приискания занятий. Оно создавалось с целью оказывать помощь в трудоустройстве безработным обоего пола всех сословий и профессий в возрасте от 10 до 50 лет. С первых же дней работы в бюро стали обращаться дети и подростки. Это были дети из бедных семей, где родители зачастую не имели работы, или сироты. Бюро оказалось в большом затруднении. Трудоустроить всех этих детей не представлялось возможным: по закону дети до 15-летнего возраста не принимались ни на фабрики, ни в ремесленные заведения. Так появились детские трудовые артели, в которых дети могли найти временный приют и работу в ожидании 15-летия и постоянного места работы. Были организованы артели: рассыльных, сапожников, полотеров, столяров-ящечников. Также открылся ночной приют для бездомных мальчиков и аналогичный трудовой приют для девочек, в котором они обучались всему, что входит в обязанности прислуги. Приют позже передали в ведение Марфо-Мариинской обители милосердия. Все эти богоугодные заведения содержала Великая княгиня Елизавета Федоровна. Под ее попечением находились более 100 подростков.
Артель рассыльных расположилась на Остоженке в доме №37 в двухэтажном особняке. Распорядок дня был таким: дети вставали в 7 часов утра, в 8 часов пили чай с хлебом. К 9 часам мальчики получали в руки наряд на работу, квитанционную книжку и талон на обед стоимостью в 9 копеек. С этим талоном в назначенное время рассыльный шел обедать в ближайшую от своей работы попечительскую столовую и получал там первое, второе и полфунта черного хлеба. Домой юный работник возвращался в восьмом часу вечера. Сразу сдавал воспитателю дневной заработок, корешки квитанций. Преподаватель заносил сведения в ведомость. Затем можно было переодеться в домашнее, не спеша поужинать. Подавали два блюда и чай. После ужина до 10.30 вечера велись учебные занятия: русский язык, арифметика, пение, музыка, уроки игры на балалайке, Закон Божий. На уроках Закона Божия темой беседы могли служить какие-нибудь факты из жизни маленьких артельщиков, примеры из Священного Писания. По субботам вместо занятий ребятишки бежали в баню.
Великая княгиня старалась не просто накормить и обогреть детей. Ее задача была в том, чтобы дать им минимальное образование, воспитание, приучить к труду.