«Музей для всех»

По всему миру музеи перестают быть консервативными институтами, которые только сохраняют и изучают культурные ценности. Теперь в центре их внимания – человек с его стремлениями и интересами. Музеи хотят быть открытыми для всех, в том числе, для людей с инвалидностью.

Что же музей ППРИД может предложить людям с ограниченными возможностями здоровья, и каким образом будут осуществляться эти мероприятия? С 2018 года, со времени открытия музея, партнерами и участниками программ являются: городская организация «Всероссийское общество инвалидов». Группы ВОИ были гостями, посетителями нашего музея, а мы старались, чтобы музейная среда становилась к ним ближе и доступнее. Нашим посетителям мы предлагаем тематические экскурсии «Великая Княгиня Елизавета Федоровна – покровительница искусств», «Генерал. Школа воина», «Князья крови императорской Константиновичи», На событийных мероприятиях, посвященных, знаменательным датам жизни представителей императорской династии «Тезоименитство Великой Княгини», «День Рождение Великого Князя Сергея Михайловича», «Ищу правды, света и добра…» музей представляет литературно-музыкальные программы, в которые включены концертные номера с участием городских творческих коллективов, мастер-классы. Сегодня музей имеет тесный контакт с Центром социальной помощи семье и детям «Гименей», с Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города «Вдохновение», а также с МКОУ «Коррекционная школа» г. Алапаевска, с детскими садами компенсирующего вида. Подопечные этих социально-ориентированных учреждений принимают активное участие в праздничных мероприятиях музея «Ох, уж эта фея», «Рождество у Константиновичей», «В гостях у Елочного Деда», выставке — «Фестиваль цветов», участие в творческом конкурсе «Рисую образ милосердный…», посвященном 155-летию со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны. Музей организует выездные выставки «Князья Романовы на службе Отечеству», «Рисунки Великой Княгини Елизаветы Федоровны» и лекции «Инженер В.Е.Грум-Гржимайло» в эти учреждения. В рамках проекта «Музей для всех» сотрудники работают над созданием музейной программы «Уроки милосердия по рисункам Великой княгини Елизаветы Федоровны», участниками которой могут быть не только дети с особенностями развития, но их родители, братья-сестры. И это будет семейный выход, что очень важно: родители могут немного расслабиться, передохнуть, дети – получить новые эмоции, знания. Эта программа впервые была представлена в музее на круглом столе «Социокультурная реабилитация людей с ОВЗ в музее», который состоялся 27 февраля 2020 г.

Круглый стол собрал профессиональных и неравнодушных участников, которые в конструктивном диалоге и в процессе обсуждения совместно формировали видение будущего взаимодействия специалистов в области медицины, психологии, педагогики, социальной сферы, культуры в социализации людей с инвалидностью. В работе круглого стола приняли участие: Нейгум Светлана Валерьевна -ведущий специалист управления образования МО г. Алапаевск, Пырина Елена Александровна — психолог детской поликлиники, Федорова Юлия Варисовна — заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СО Алапаевская коррекционная школа, Пшеничная Полина Алексеевна — учитель ГБОУ СО «Коррекционная школа», Бевзюк Алёна Николаевна — специалист по социальной работе ГАУ «ЦСПСиД г. Алапаевска», Антонова Любовь Ильинична — представитель общества инвалидов, Титеева Елена Леонидовна – заведующая музея. Валова В.В., главный научный сотрудник музея, представила проект интерактивной музейной программы «Уроки милосердия по рисункам Великой княгини Елизаветы Федоровны», которая должна содействовать социализации и творческой реабилитации детей с особенностями ментального развития, улучшать эмоциональное состояния таких посетителей, укреплять внутрисемейные отношения родителей и детей с ОВЗ.

Эта программа разработана и будет проводится на экспозиции, расположенной именно в той комнате, где провела последние два месяца земной жизни, подвижница милосердия Великая княгиня Елизавета Федоровна. Здесь представлены рисунки, выполненные ею для иллюстрации книг и открыток, которые были изготовлены для благотворительных целей.

 После адаптированной ознакомительной экскурсии для особых посетителей проводится практическое занятие — мастер-класс по изготовлению открыток. В восприятии информации помогает лифлет. Для обеспечения качественной реализации программы с учетом психологических и психических особенностей детей были подготовлены сопроводительные материалы: социальная история, лифлет с заданиями — это буклет с информацией о музее и экспонатах, о которых будут рассказывать. Он важен для детей, так как задания ориентируются на предметы, которые они смотрят во время экскурсии, при этом лифлет они забирают с собой.

По окончании представления проекта прошло его обсуждение, на котором были затронуты вопросы о предварительной подготовке детей к посещению музея, о предоставлении информации о музее сотрудникам профильных учреждений, вопрос об онлайн-экскурсии (удалённом доступе), о важности включения родителей в этот процесс на мастер-классе, о необходимости сбора количественной информации от представителей организаций о категориях детей с ОВЗ, которые являются потенциальной целевой аудиторией музея, а также привлечение участников через профильные организации и многое другое, что изложено в резолюции круглого стола.

В заключении обсуждения со стихотворением Великого князя К.Р. о Великой княгине Елизавете Федоровне «Я на тебя гляжу…» перед участниками выступила волонтер музея Мария Протопопова.

Затем участники круглого стола стали экскурсантами. Впервые для них экскурсовод музея Ю. В. Косьяненко провела инклюзивное музейное занятие, которое она подготовила: разработала лифлет и программу мастер-класса. Получилось интересно, информативно, полезно.

Музейное занятие состоит из знакомства с экспозицией, краткой экскурсии и мастер-класса по изготовлению открытки. «Такие занятия способствуют развитию коммуникационных навыков, улучшению взаимодействия между ребенком и родителями», — отметили специалисты профильных учреждений.

Участники одобрили представленный проект, считают, что он будет способствовать преодолению социальных и психологических барьеров на пути приобщения людей с ОВЗ к культурным и историческим ценностям, его социализации. Именно современный музей способен внести особый вклад в процесс реабилитации и социальной адаптации детей и взрослых с психическими и физическими отклонениями.