Два музея (Автор: Людмила Протопопова)

ДВА МУЗЕЯ. Накануне Дня музеев меня посетила мысль, что ничего в жизни не бывает случайным. Не бывает никаких случайных встреч. Всё предопределено свыше… Даже судьба музеев.

Вот есть же в городе Дом — музей П.И.Чайковского. Есть у нас и музей » Напольная школа», где содержались в ссылке сыновья великого князя — поэта Константина Константиновича Романова, есть в нём экспонаты, связанные с именем самого К.К.Романова.

Какая связь между этими двумя музеями? Да никакой! Да вот нет же! Судьба распорядилась так, что души людей, хорошо знакомых при жизни , встретились в маленьком уральском городе, который стал для одного из них — Алапаевской голгофой и лишил жизни его сыновей, а для другого — местом тёплых детских воспоминаний. Встретились навечно и даже поселились на одной улице. При свете луны кто- то увидит в окнах Напольной школы фигуры князей императорской крови и услышит звуки романса П.И. Чайковского, написанного на стихи их отца — » Растворил я окно». Тогда, в 1918 г. за окнами тюрьмы в городских полисадниках тоже благоухала сирень. Был месяц май. Последний в жизни… РАСТВОРИЛ Я ОКНО. Растворил я окно, — стало грустно невмочь, — Опустился пред ним на колени, И в лицо мне пахнула весенняя ночь Благовонным дыханьем сирени. А вдали, где-то чудно так пел соловей; Я внимал ему с грустью глубокой И с тоскою о родине вспомнил своей; Об Отчизне я вспомнил далёкой, Где родной соловей песнь родную поёт И, не зная земных огорчений Заливается целую ночь напролёт Над душистою веткой сирени. ИСТОРИЯ КОМПОЗИТОРА, ЛЮБИВШЕГО ЛИТЕРАТУРУ И ПОЭТА, ОБОЖАЮЩЕГО МУЗЫКУ.

Кто знает, стал бы П.И.Чайковский великим композитором, если бы великий князь Константин Николаевич Романов, отец князя — поэта К.К.Романова и дедушка алапаевских узников, не помог ему пробиться на музыкальный Олимп. Вел. кн. Константин Николаевич Романов в 1873г. стал первым президентом Русского музыкального общества. Он прекрасно играл на фортопиано и виолончели и был большой знаток классической музыки. П. И. Чайковский всю жизнь был благодарен ему за оказанную когда -то помощь: » Было время, когда меня знать не хотели, и если бы не покровительство великого князя, — ни одной моей оперы не приняли бы на сцену».
Великий князь Константин Константирович Романов вырос в очень музыкальной семье, любил музыку и серьёзно ей занимался. » Самое возвышенное искусство — это музыка», — записал он в своём дневнике. В 18 лет он разучил и исполнил несколько романсов П.И. Чайковского. С этого момента началось его увлечение творчеством композитора. Ещё до личного знакомства с вел. кн.Константином Константиновичем Чайковский писал баронессе Н.Ф. фон Мекк в 1879 г. о предстоящем исполнении » Евгения Онегина» в великосветском салоне Ю.Ф. Абаза: » Аккомпонировать будет великий князь Конст. Конст.» Познакомились П.И.Чайковский и вел. кн. Константин Константинович Романов ранней весной 1880 года на музыкальном вечере, специально устроенном для знакомства по просьбе великого князя. Они беседовали до глубокой ночи и августейший князь даже пригласил П.И. Чайковского осенью в кругосветное путешествие. Об этой их встрече осталось множество записей в дневниках К.К. Романова. К.Р. записал в своём дневнике, что у него есть ощущение, что он и Чайковский » давно знакомы и дружны». Чайковский также с большой симпатией отзывался о нём: » В высших сферах есть у меня <…> особенный, специальный покровитель, а именно великий князь Константин Константинович. В это пребывание в Петербурге я нередко с ним виделся и бывал у него. Личность его необыкновенно обаятельна. Он талантливый поэт, и недавно, под обозначением К.Р., вышел сборник его стихов, имевший большой успех и расхваленный всеми газетными и журнальными рецензентами. Он также и музыкой занимается и написал несколько очень миленьких романсов. Жена его очень симпатичная молодая женщина <…> . Не смотря на всю мою застенчивость, особенно с людьми из высоких сфер, я чувствовал себя среди этих симпатичнейших августейших особ совершенно свободно и в беседе с ними находил истинное удовольствие». Позднее П.И.Чайковский так писал о К.К. Романове: » Он не только талантлив и умён, но удивительно скромен, полон беззаветной преданности искусству и благородному честолюбию отличиться не по службе, что было так легко, а в художественной сфере. Он же и музыкант прекрасный, — вообще, редкостно симпатичная натура». Переписка Чайковского с великим князем — одна из самых содержательных страниц эпистолярного наследия композитора( 31 письмо П.И.Чайковского и 28 писем вел. кн. К.К. Романова). В их переписке — оживлённые дискуссии о музыке и технике стихосложения. В 1886 г. Чайковский получил от вел. князя книгу стихов с дарственной надписью. Это была уже третья книга князя — поэта, но она тронула композитора более других. Чайковский писал с благодарностью автору: » … многие из них проникнуты тёплым и искренним чувством, так и просящимся под музыку». На стихи из этой книги Пётр Ильич написал целых шесть романсов: » Я сначала тебя не любила», » Я вам не нравлюсь», » Первое свидание», » Серенада», » Уж гасли в комнате огни», » Растворил я окно». Ещё одно стихотворение » Блажен, кто улыбается» легло в основу созданного в том же году хора, посвящённого студенческому хору Московской консерватории. В дальнейшем Чайковский хотел написать ещё один вокальный цикл на стихи августейшего поэта, но этому замыслу помешала кончина композитора.